Нейросонография

Во время беременности будущие мамы проходят массу исследований для контроля развития плода. За здоровьем ребенка продолжают наблюдать и после его рождения. Поэтому в первый год его жизни врачи рекомендуют проходить несколько плановых осмотров. Во время них назначают множество исследований, с которыми молодые родители порой сталкиваются впервые. Одной из таких процедур является нейросонография — что это такое?

Нейросонография (НСГ) — это ультразвуковое исследование (УЗИ) головного мозга. Головной мозг — главный орган центральной нервной системы, который начинает интенсивно расти уже с 7 недели беременности. За короткое время он претерпевает бурное развитие, которое продолжается и после рождения. В этот период орган особенно уязвим. Поэтому важно следить за правильностью его развития, чтобы своевременно принять меры по устранению возможных нарушений.

Цены на нейросонографию

Ультразвуковые исследования
Нейросонография 3 000

Что показывает исследование

Во время ультразвукового исследования головного мозга врач оценивает:

• Симметричность и форму головного мозга и мозжечка.
  • Особенности строения полушарий мозга, мозжечка.
  • Визуализацию извилин, борозд.
  • Наличие и особенности внутричерепной жидкости.
  • Наличие патологических очагов.

Процедура позволяет выявить следующие отклонения:

• Киста головного мозга — ограниченная полость в веществе или оболочке головного мозга, заполненная жидкостью. Это доброкачественное образование, которое не может рассосаться самостоятельно. Поэтому оно требует лечения.
  • Водянка головного мозга (гидроцефалия) — скопление спинномозговой жидкости в субарахноидальном пространстве и/или желудочках головного мозга. Это опасное состояние, которое может вызвать нарушения психического и физического развития.
  • Аневризмы сосудов головного мозга — выпячивания стенок мозговых артерий. Они могут разорваться и вызвать кровоизлияние в мозг.
  • Гематомы головного мозга — излитие крови в мозговые структуры. Кровь сдавливает орган, вызывая нарушения в его работе.
  • Опухоли головного мозга — доброкачественные и злокачественные формирования, требующие лечения.
  • Ишемия головного мозга — нарушение кровоснабжения органа, приводящее к гибели его нервных клеток.
  • Менингит — воспалительное заболевание головного мозга, вызывающее деформацию его оболочек.

Показания к проведению исследования

В медицине УЗИ — один из самых простых, доступных, безопасных и информативных методов диагностики патологий внутренних органов. Поэтому его включают в скрининговые исследования, в том числе детей в период новорожденности. Нейросонография является плановой диагностической процедурой, которую проводят всем малышам по достижению возраста в 1 месяц. Ее рекомендуют всем детям, чтобы убедиться в их хорошем здоровье и самочувствии.

Однако не всегда НСГ проводят планово. Иногда процедуру делают сразу после рождения, в период до достижения ребенком возраста 1 месяца или после него. Внеплановое исследование может быть проведено при наличии следующих показаний:

• Недоношенность. Если малыш был рожден на сроке 22–36 недель, исследование головного мозга выполняют внепланово.
  • Малый вес — масса новорожденного менее 2700 г.
  • Появление на свет посредством кесарева сечения.
  • Асимметрия лица или головы новорожденного.
  • Положительный резус у ребенка при отрицательном резусе у матери (резус-конфликт).
  • Гипоксия, перенесенная в процессе родов.
  • Подозрение на травму головного мозга. Орган исследуют при родовых травмах, ушибах головы (например, если малыш упал с высоты).
  • Подозрение на повышенное внутричерепное давление (ребенок выгибается, запрокидывает голову, много плачет при отсутствии других причин для беспокойства).
  • Тремор (дрожание) подбородка, конечностей, судороги и потери сознания.
  • Нарушения сна, частый плач, снижение аппетита и физической активности (это возможные симптомы поражения головного мозга).
  • Нарушения зрительной и/или слуховой функций. Зрение и слух продолжают развиваться после рождения. За их развитием наблюдает педиатр. Если он устанавливает косоглазие, отсутствие реакции на звуки или неспособность малыша сосредоточить взгляд на яркой игрушке, рекомендуется сделать нейросонографию.

НСГ также показана детям после тяжелых инфекционных заболеваний для исключения осложнений на головной мозг. Исследование также проводят в рамках подготовки ребенка к операции на кровеносных сосудах или сердце.

Как подготовиться

Специальная подготовка к НСГ новорожденного не требуется. Однако лучше исследовать сытого ребенка — так он будет спокойнее. Часто после кормления малыши засыпают и продолжают спать даже во время УЗИ.

Противопоказания и ограничения

Нейросонография — это безопасная и безболезненная процедура. Поэтому абсолютных противопоказаний к ней нет. Однако ее не проводят в следующих случаях:

• большой родничок закрыт;
  • кожа в зоне родничка имеет повреждения (процедура может причинить боль).

Нейросонографию назначают только маленьким детям, у которых еще не успел зарасти большой передний родничок. После окостенения провести исследование невозможно, так как костная ткань почти полностью отражает ультразвук — он возвращается к датчику УЗИ, не достигая мозговых структур.

В норме роднички закрываются в возрасте от 3 до 24 месяцев — чаще всего это происходит к 1–1,5 годам. После закрытия исследовать головной мозг можно с помощью других методов диагностики — КТ, МРТ и электроэнцефалографии. Однако в некоторых случаях проводят транскраниальное УЗИ — исследование кровотока в головном мозге через кости черепа (обычно через височные кости). Эту процедуру проводят даже взрослым.

Как проводится

Нейросонография новорожденных занимает около 10 минут. Процедура проводится следующим образом:

1. Ребенка кладут на кушетку на спину. С его головы снимают чепчик (шапочку). Нужно придерживать малыша, чтобы он не делал резких движений.
  2. Врач УЗИ наносит на область переднего большого родничка гель. Он улучшает проводимость ультразвука и облегчает скольжение ультразвукового датчика. Холодный и мокрый гель может нарушить спокойствие ребенка.
  3. Затем врач прикладывает к родничку датчик УЗИ и получает изображение мозговых структур на экране аппарата.
  4. Изучив структуру головного мозга и зафиксировав результаты исследования, врач завершает процедуру.

В конце с головы малыша удаляют оставшийся гель. После этого можно снова надеть головной убор и выйти из кабинета.

Расшифровка

Результатом УЗИ головного мозга у новорожденных является нейросонограмма. Чтобы расшифровать ее, врачу требуется время. Обычно после проведения НСГ новорожденного расшифровка занимает не дольше 15–20 минут. Затем врач выдает результаты исследования родителям в руки. В нем он дает оценку состояния головного мозга малыша, указывает выявленные нарушения (при наличии).

По статистике, некоторые отклонения выявляются в 70–80% случаев. Однако в большинстве случаев они не вызывают каких-либо последствий для здоровья ребенка и проходят самостоятельно по мере развития головного мозга. Однако наличие отклонений — повод для наблюдения за состоянием малыша. Контроль позволяет своевременно выявлять патологии на начальной стадии, когда их лечение наиболее результативно.

Преимущества проведения исследования в клинике «РебенОК и Семья»

Сделать НСГ ребенку в Москве вы можете в семейной клинике «Ребенок и Семья». Плюсы проведения исследования в нашем медицинском центре:

• Кабинеты ультразвуковой диагностики оснащены современными аппаратами УЗИ. С их помощью наши врачи получают качественные визуализации исследуемых органов, что существенно повышает информативность диагностики.
  • Нейросонографию головного мозга новорожденных в нашей клинике выполняют квалифицированные специалисты — врач высшей категории Алиева А.А. и кандидат медицинских наук Макушева В.Г.
  • Комфортный прием и внимательное отношение. Вы получите ответ на каждый вопрос — что такое нейросонография, что она показывает, что показало исследование в вашем случае, насколько серьезны выявленные нарушения.
  • Удобная запись на процедуру и доступные цены.

Чтобы записаться на нейросонографию, позвоните нам или закажите обратный звонок. Мы перезвоним вам в ближайшее время и запишем на удобное время. Вы также можете оформить запись к врачу УЗИ самостоятельно на сайте клиники. Для этого выберите нужную специализацию, Ф.И.О. врача и время приема. Цены на диагностику смотрите на сайте в специальном разделе или спрашивайте по телефону.

Нейросонография

Врачи по направлению