Многие родители знают о важности развития мелкой моторики у детей.

Действительно, это очень важный аспект в развитии ребёнка. Развитие речи, координаторных навыков, ловкости, интеллекта зависят именно от того, насколько развита мелкая моторика пальцев рук. Дело в том, что центры головного мозга, отвечающие за речь и движение пальцев, расположены близко и развивая одно, развивается и другое.

Как развивать мелкую моторику у детей, какие игры и упражнения бывают? Примерный перечень я для вас подготовила. Пробуйте со своим малышом и наблюдайте, как он с этим справляется. Не всё может получаться сразу, для некоторых игр и заданий необходимо сформировать навык. В процессе упражнений тренируется ловкость, точность движений. Если в 5-6 лет задания даются с трудом, ребёнок избегает такие игры и задания, то рекомендую прийти на консультацию к логопеду, чтобы в школе дети не испытывали проблем с письмом. Неспособность выполнять точные движения у детей этого возраста могут свидетельствовать о нарушениях, требующих диагностики и коррекции.

От 1 года до 3 лет

  • массаж пальчиков, ладошек и самомассаж, включая игольчатый шарик (су-джок), массаж кистей рук щёткой для волос;

  • массаж кончиков пальцев бельевой прищепкой + цеплять прищепки к верёвке, на лист бумаги;

  • рисовать пальчиками на песке;

  • массаж в крупе с морской солью (высыпать в ёмкость крупу, соль) + доставать мелкие предметы из крупы и пытаться на ощупь определить предмет;

  • перебирать крупу (горох, фасоль, гречка, рис); раскладывать обеими руками крупу по разным баночкам;

  • пальчиковые игры (коза-корова, колечки, цепочки, веер, домик, ладушки и пр.) и театр теней;

  • перелистывание страниц книги;

  • перебирать пальчиками мелкие бусы;

  • собирать мелкие предметы по одному в горсть;

  • завинчивать, закручивать крышки, гайки;

  • строить башенки из кубиков, собирать пирамидки.

От 3 лет до 4-5 лет

  • лепка из пластилина;

  • растягивать резиночку пальцами одной руки;

  • рисование по трафаретам;

  • собирать крупную и мелкую мозаику, пазлы;

  • нанизывать бусины на верёвочку (нить);

  • игры с конструкторами (лего и пр.), собирать конструктор по схемам;

  • рвать бумагу на мелкие кусочки;

  • скатывать одной рукой шарики из пластилина;

  • щелчки пальцами;

  • застёгивать, расстёгивать пуговицы;

  • завязывать, развязывать узлы (можно в узлы «вплести» бусины,пуговицы).

От 4-5 лет

  • рисование по точкам, пунктирным линиям;

  • собирание конструктора с мелкими деталями (лего, металлический конструктор);

  • штриховка, аккуратно раскрашивать цветными карандашами фигуры;

  • шнуровать обувь, в том числе по схемам;

  • выкладывать фигуры, буквы, цифры, колодец из спичек, мелких палочек;

  • вырезать из бумаги фигуры, резать по обозначенным линиям;

  • аппликация;

  • рисовать мелом (на доске, асфальте), проходить дорожки красками по заданным «маршрутам»,

  • разукрашивать красками;

  • вышивание на канве;

  • пришивание пуговиц;

  • перекатывать карандаш между пальцами одной руки;

  • оригами по схемам.