Удаление инородных тел из гортани у детей

Инородные тела (ИТ) в горле у детей диагностируются гораздо реже, чем в носовой или ушной полости. Такие объекты представляют не меньше опасности. Данная проблема возникает в возрасте от 3 до 7 лет. Чаще всего речь идет о рыбных или мясных костях, пластиковых деталях от игрушек или осколках стекол. Также могут быть пуговицы, иголки и пр.

При появлении инородного тела в горле ребенка возникает необходимость в незамедлительном обращении к врачу. Специалист оценивает состояние пациента. В сложных случаях ребенок госпитализируется для исключения рисков.

Когда необходима помощь специалистов

Признаки ИТ зависят, в первую очередь, от величины и формы чужеродного тела. Небольшие предметы вызывают затруднение дыхания, судорожный кашель и посинение кожи лица. Когда инородный объект проникает в гортань, не исключена рвота, которая является рефлекторной.

Самопроизвольное выкашливание происходит достаточно редко. Чаще всего инородное тело остается внутри. При кашлевых толчках ИТ может быть заброшено в носовую полость.

Признаки инородного тела в горле у ребенка также разнятся в соответствии с областью его локализации:

• ротоглотка – боли при глотании, отдающие в ухо;

• нижний отдел глотки – наблюдается сильное затруднение дыхания;

• носоглотка – постоянный насморк и заложенность носа;

• между голосовыми связками – афония (расстройство голосообразования, которое сопровождается утратой звучности речи).

Не исключена осиплость голоса. Боль может иметь временный (например, при разговоре) или постоянный характер. Приступы кашля постоянно повторяются.

Мелкие предметы, проникшие внутрь, изначально не приводят к нарушениям дыхания и могут сопровождаться на протяжении длительного времени только осиплостью и периодическим кашлем. Чаще всего такое состояние остается без внимания. Со временем происходит прогрессирование воспалительного процесса, который приводит к отечности и сужению гортани. Это чревато трудностями с дыханием. Вторичное инфицирование сопровождается повышением температуры тела и выделением мокроты, которая имеет гнойный характер.

Своевременное и профессиональнее проведение процедуры исключает вероятность:

• вторичного инфицирования;

• развития и воспаления слизистой оболочки;

• появления пролежней, изъязвления и гранулем;

• возникновения эмфиземы средостения или абсцесса.

Чужеродные объекты большого размера могут частично перекрыть просвет гортани и спровоцировать сопутствующий отек слизистой оболочки. Не исключен рефлекторный спазм гладкой мускулатуры и кровотечение. В качестве серьезного осложнения выступает асфиксия, которая приводит к смерти.Такое состояние возникает в том случае, если ИТ полностью перекрывает просвет гортани.

Постановка диагноза

Перед удалением инородного тела гортани определяется тип объекта, форма и область локализации. Диагноз ставится на основании клинических симптомов, анамнеза и дополнительных методов исследования:

1. Визуальный осмотр и пальпация.

2. При необходимости назначается рентгенограмма.

Ребенок направляется в стационар, где проводятся все необходимые манипуляции для удаления инородного объекта из гортани. В амбулаторных условиях такая проблема решается только в редких случаях.

Методы извлечения

Удаление инородного тела глотки проводится в легких случаях в амбулаторных условиях. Но чаще всего требуется госпитализация. Необходимость в предварительной подготовке отсутствует. Если объект хорошо просматривается, то его извлекают с помощью щипцов или специального пинцета. Для исключения вероятности травмирования слизистой используется гортанное зеркало. Процедура удаления инородного тела глотки у детей сопровождается выраженным дискомфортом. Для минимизации неприятных ощущений используется местная анестезия или седация.

Труднее извлекаются объекты, расположенные в гортанной части. В сложных случаях проводится ларингоскопия, но чаще всего удается обойтись специальными гортанными щипцами. Если инородное тело внедряется в мягкие ткани или присутствует отек, то естественным путем удаление невозможно. В таком случае без операции не обойтись. Именно поэтому так важно обратиться к ЛОРу как можно раньше.

Поле извлечения чужеродного объекта, как правило, першение и боли в горле сохраняются на протяжении нескольких дней. В этот период необходимо давать ребенку только жидкую (протертую) пищу, выполнять процедуры полоскания антисептическими растворами. При повреждении слизистой оболочки возникает необходимость в назначении антибактериальных препаратов.

Преимущества обращения в клинику «РебенОК»

При подозрении на инородные тела гортани у детей обращайтесь в многопрофильный медицинский центр в Москве. Клиника «РебенОК» имеет ряд преимуществ:

• солидный практический опыт специалистов;

• современное оборудование экспертного класса;

• отсутствие необходимости в госпитализации.

Для удаления инородных объектов детский ЛОР использует седацию, противовоспалительные и обезболивающие средства, чтобы снизить дискомфорт до минимума. Для профилактики инфекционных осложнений назначается системная антибактериальная терапия.