Удаление инородного тела из носа

Любопытные маленькие дети вводят разные предметы в нос в обычной попытке исследовать свое собственное тело. Из физиологических отверстий в большинстве случаев извлекаются семена, сухие зерна, части игрушек, ластик, бумажные шарики, батарейки и пр. Когда у детей происходит рвота не исключено, что куски пищи останутся в носовой полости и станут причиной развития воспалительного процесса.

При нахождении постороннего предмета в носу на протяжении долгого времени происходит откладывание солей, извести и появляются образования, которые похожи на ринолиты (камни). У пациентов при этом развивается односторонняя гнойная или кровавая ринорея. Самостоятельно принимать меры недопустимо, т. к. инородное тело может быть смещено к задней стенке, а затем аспирировано, что чревато обструкцией дыхательных путей. Удаление инородного тела из носа следует доверить ЛОРу.

Когда нужен визит в клинику

Около 86% ИТ  в носу встречаются у маленьких детей до 6 лет. Локализуются чужеродные предметы преимущественно  в области общего носового хода (в нижнем и среднем отделе).

Основные признаки инородного тела в носу у ребенка:

• посторонний запах или кровавый насморк;

• чрезмерная раздражительность и капризность;

• повышение температуры тела и головные боли;

• боль со стороны локализации чужеродного объекта;

• чихание, вызванное зудом;

• наличие трудностей с дыханием.

Некоторые инородные предметы меняют размеры, распадаются на несколько частей, размягчаются и даже разлагаются. При сохранении первоначального вида через некоторое время чужеродный объект может стать так называемым ядром носового камня. Не исключено образование грануляционной ткани, которая травмирует слизистую оболочку. Грануляции зачастую не позволяет поставить верный диагноз, препятствуя визуализации.

При попытке самостоятельно извлечь объект можно случайно протолкнуть его в пазухи, горло или легкие. Это может стать причиной перекрытия дыхательных путей, что чревато удушьем.

Если ИТ сразу не удалить, то может развиться инфекция. Инородные предметы в носоглотке у ребенка провоцируют такие осложнения, как некроз и нагноения, изъязвление слизистой оболочки и появление полипов. Немедленная помощь необходима при затрудненном дыхании, появлении шума, хрипов и кашля. Вызвать неотложку следует при появлении трудностей с глотанием, наличии резких болей в области гортани или горла.

Подтверждение диагноза

Если вы знаете, сообщите врачу, какое ИТ у ребенка внутри носа, а также расскажите, если пытались вытащить объект. Врач проведет осмотр носовых ходов с помощью специального зеркала.

При необходимости проводится дополнительная диагностика:

• Риноскопия. Позволяет более тщательно изучить внутреннюю часть носа. Процедура проводится с помощью риноскопа, который представляет собой небольшую тонкую трубку с источником света и камерой на конце.

• Рентген. Обычная рентгенография используется только тогда, когда внутри находится металлический предмет, стекло или камни. Контрастное вещество позволяет определить наличие таких объектов, как крупа, насекомое, семена и пр.

Необходимость в проведении фиброриноскопии и эндоскопии возникает только в сложных случаях. Также может быть назначено УЗИ или КТ. В качестве дополнительного исследования проводится бакпосев отделяемого.

Используемые методы

После определения области локализации и типа ИТ врач подбирает наиболее подходящий метод для его извлечения. Для начала специалист закапывает в носовые ходы сосудосуживающие капли и просит пациента высморкать нос (только при наличии небольшого объекта). Далее в ход идут специальные медицинские инструменты.

Чтобы снять дискомфорт при извлечении ИТ, используется местная анестезия или седативные средства. Такой подход необходим, чтобы обеспечить полную неподвижность пациента при проведении процедуры.

Таблица - Название и описание процедур удаления инородного предмета из полости носа у детей

Название метода

Инструментальный

Для захвата и извлечения объекта используются специальные щипцы или изогнутый крючок. Предварительно носовая полость обрабатывается обезболивающим и сосудосуживающим препаратом.

Высокое давление

Небольшой медицинский инструмент используется для обеспечения потока воздуха через свободную ноздрю или рот с целью выталкивания объекта.

Всасывание

Специальный катетер предназначен для втягивания объекта и удаления его из носа. Данный метод обычно используется, когда ИТ округлое и гладкое.

Операция

Хирургическое вмешательство необходимо, если другие способы не дали ожидаемого результата.

Процедура удаления инородного тела в носу у ребенка является рядовой манипуляции, которая не требует госпитализации. Сразу после оказания помощи родители могут забрать ребенка домой. Для предотвращения возможных осложнений следует придерживаться рекомендаций врача.

Преимущества обращения в клинику «РебенОК»

При появлении симптомов инородного тела в носу у ребенка обращайтесь в медицинский центр «РебенОК». В многопрофильной клинике в Москве используется оборудования экспертного класса. Предварительно проводится комплексная диагностика для определения вида ИТ, точной области локализации и характера фиксации. На основании полученных результатов специалист, имеющий большой практический опыт подбирает подходящий метод извлечения.

Если ребенку в нос попало инородное тело, недопустимо медлить или пытаться вытащить его самостоятельно. Такие действия только ухудшат ситуацию. Обращайтесь к детскому ЛОРу, который проведет извлечение быстро и без осложнений. Уточняйте цена на диагностику и лечение в прайс-листе или по телефону.