Диагностику и лечениебаланопостита у детей в Москве можно провести в клинике «Ребенок и Семья». Преимущества обращения в наш медицинский центр:

• Пациентов принимают и консультируют квалифицированные специалисты.
  • Для диагностики заболеванием применяем современное оборудование.
  • Принимаем взрослых пациентов и детей.
  • Гарантируем комфортный прием, индивидуальный подход к каждому пациенту.

Чтобы записаться на прием к детскому урологу, позвоните нам или оставьте заявку онлайн на сайте клиники.

Баланопостит — воспаление, охватывающее головкуполовогочлена и листок крайнейплоти (препуций, или препуциальный мешок). Название болезни является составным. Оно включает в себя наименования двух патологий — баланита и постита, которые обозначают воспаление головки пениса и крайней плоти соответственно. Заболевание встречается у лиц мужского пола всех возрастов. Но наиболее часто оно выявляется у мальчиков в возрасте до 12–14 лет. Такой диагноз получают 6% детей мужского пола. Рассказываем о причинах развития и симптомахбаланопостита у ребенка, лечении и профилактики этой болезни.

По форме течения баланопостит бывает острым и хроническим. Острое воспаление имеет ярко выраженные симптомы. Оно хорошо поддается лечению, но при его отсутствии может перейти в хроническую форму. В 80% случаев она имеет стертые симптомы. Поэтому жалоб у детей нет. Хроническое воспаление крайней плоти у ребенка лечению поддается хуже, а риск развития осложнений повышается. К ним относят распространение инфекции на органы мочевыделительной системы (развивается уретрит, цистит), фимоз (сужение крайней плоти) и снижение чувствительности головки полового члена в результате повреждения нервных волокон.

По характеру течения острого воспаления выделяют следующие виды баланопостита:

• Катаральный (простой). Характеризуется вовлечением в процесс только поверхностных тканей.
  • Эрозивный, или язвенный. Поражаются более глубокие ткани. На головке полового члена и с внутренней стороны крайней плоти образуются язвы.
  • Гангренозный, или гнойничково-язвенный. Наиболее тяжелая форма баланопостита, сопровождающаяся образованием гнойно-некротических язв.

Хронический баланопостит может принимать 2 формы:

• Индуративную. Головка пениса и крайняя плоть сморщиваются.
  • Язвенно-гипертрофическую. На пораженных тканях формируются длительно не заживающие язвы. Головка или все тело пениса деформируется.

По причинам, вызвавшим воспаление, выделяют инфекционные и неинфекционные баланопоститы. Инфекционное заболевание вызывают болезнетворные микроорганизмы — вирусы, грибки, бактерии. Неинфекционные формы болезни развиваются на фоне аллергии или аутоиммунных патологий.

В большинстве случаев постит и баланит у детей развивается на фоне проникновения в препуциальный мешок патогенных микроорганизмов. Наиболее часто воспаление вызывается бактериями и грибками, реже — вирусами. Его развитию у детей способствуют:

• редкая смена подгузников;
  • пренебрежение правилами личной гигиены;
  • травмы полового члена;
  • тугое нижнее белье, сдавливающее половые органы;
  • белье из синтетики (создает парниковый эффект).

У подростков баланопостит может развиться на фоне ИППП (инфекций, передаваемых половых путем).

Другие возможные причины развития баланопостита, не связанные с инфекционным поражением:

• индивидуальная непереносимость средств гигиены или стирального порошка;
  • контактный дерматит;
  • себорея;
  • псориаз.

Заподозрить баланопостит можно, если опух половой член у ребенка. Это основной признак заболевания, который могут заметить родители маленьких детей. Другие симптомы болезни:

• покраснение крайней плоти, головки пениса;
  • боль, зуд, жжение в области воспаления (усиливаются при мочеиспускании);
  • гнойные выделения из-под крайней плоти;
  • повышение температуры тела;
  • увеличение размеров лимфоузлов в паху;
  • повышенная раздражительность;
  • нарушения сна.

Степень выраженности симптомов зависит от формы, а также характера течения заболевания. Сложнее всего заподозрить хронический баланопостит, который в период ремиссии никак не проявляется, а во время обострения имеет стертую симптоматику.

Баланопостит имеет специфические симптомы. Поэтому у детского уролога его диагностика не вызывает затруднений. Обычно диагноз ставится на основании жалоб пациента и результатах осмотра пениса. Но для его уточнения врач может назначить следующие исследования:

• общий анализ мочи;
  • анализы крови (общий, биохимический, на инфекции);
  • исследование мазка, взятого с головки полового члена.

Детский уролог может направить на консультацию других специалистов для установления неинфекционных причин развития воспаления.

В 90% случаев при баланопостите у детей лечение должно быть консервативным. Оно подразумевает очищение воспаленных тканей от гнойного отделяемого и проведение медикаментозной терапии. Врач может назначить следующие лекарства:

• Растворы антисептиков (марганцовки, фурацилина, хлоргексидина и пр.) для приготовления сидячих ванночек. Во время процедуру нужно обнажить головку полового члена и удалить патологические скопления под крайней плотью.
  • Мази с антибактериальным или противогрибковым действием (в зависимости от того, какой возбудитель вызвал воспаление). Их закладывают в препуциальный мешок, затем расправляют крайнюю плоть так, чтобы она закрывала головку пениса.
  • Жаропонижающие средства (при высокой температуре тела).
#EXPERT_CONTENT#

Воспаление полового члена у ребенка можно предотвратить. Для этого принимайте следующие меры профилактики:

• Регулярная смена подгузников, подмывание, воздушные ванны (для грудничков).
  • Ношение достаточно свободного белья из натуральных тканей.
  • Поддержание интимной зоны в чистоте (объясните ребенку, как это делать правильно, почему это важно).
  • Исключение ранних половых контактов или использование средств барьерной контрацепции (важно провести разговор об опасности незащищенного секса до начала периода полового созревания или с его наступлением).
  • Своевременное лечение любых инфекций.
  • Укрепление иммунитета (сбалансированное питание, умеренные нагрузки).

Баланопостит — распространенное заболевание у маленьких мальчиков и подростков. Характеризуется воспалительным поражением головки полового члена и препуциального мешка. При раннем и адекватном лечении прогноз благоприятный. Но иногда болезнь запускается, развиваются осложнения, что может повлиять на возможность и качество интимной близости в будущем. Чтобы этого не произошло, следите за здоровьем детей, обучайте их правилам личной гигиены. Формируйте доверительные отношения, чтобы ребенок не стеснялся рассказать вам о самых интимных проблемах и пойти с ними к врачу.

• Шмидт С.С., Набиева А.Б., Романова А.И. Особенности течения баланопостита // Неделя молодежной науки. Материалы Всероссийского научного форума с международным участием, посвященного медицинским работникам, оказывающим помощь в борьбе с коронавирусной инфекцией. 2021. URL:[Электронный ресурс] (дата обращения: 25.10.2022).
  • Мельникова С.А., Цап Н.А., Комарова С.Ю. Место баланопостита в неотложной андрологии // Детская хирургия. 2019. Том 23. №1S3. URL:[Электронный ресурс] (дата обращения: 25.10.2022).
  • Поляков П.Н., Батрутдинов Р.Т., Александров Р.В., Жарова Н.В., Крицук В.Г., Морозова С.В., Байбурина Н.А., Плечков Р.Е. Ксеротический облитерирующий баланопостит у детей // сборник трудов III Научно-практической конференции с международным участием «Современные проблемы подростковой медицины и репродуктивного здоровья молодежи. Кротинские Чтения». 2019. URL:[Электронный ресурс] (дата обращения: 25.10.2022).
  • Наумов Н.П. Баланит и баланопостит // Андрология для урологов. Ургентная андрология. Клинические рекомендации. 2020. URL:[Электронный ресурс] (дата обращения: 25.10.2022).
  • Усубалиев М.Б. Терапия кандидозных баланопоститов // Вестник КГМА им. И.К. Ахунбаева. 2020. №4. URL:[Электронный ресурс] (дата обращения: 25.10.2022).