Диагностику и лечение фарингита у детей в Москве можно провести в клинике «Ребенок и Семья». Преимущества обращения в наш медицинский центр:

• Обследуем и лечим пациентов всех возрастов — взрослых и детей.
  • Прием ведут опытные специалисты — врачи высшей категории и кандидаты медицинских наук.
  • Для диагностики используем современное оборудование, назначаем полный комплекс анализов и других исследований — это гарантирует постановку точного диагноза.
  • Принимаем пациентов на дому — при подозрении на острый фарингит у ребенка не обязательно посещать клинику. Просто вызовите врача на дом.
  • Обеспечиваем комфортный прием — быструю запись, отсутствие очередей, внимательное отношение и индивидуальный подход.

Чтобы записаться на консультацию к врачу, позвоните по телефону или оставьте заявку онлайн на сайте клиники.

Фарингит — заболевание, характеризующееся воспалением, которое охватывает слизистую оболочку глотки. Оно распространено среди детей и взрослых, часто развивается на фоне ОРВИ. Рассказываем все о фарингите у детей — лечении болезни, способах ее диагностики и характерных симптомах, профилактики заболеваний горла в детском возрасте.

Классификация фарингита по течению заболевания:

• Острый. Имеет ярко выраженные симптомы, длится до 2–3 недель.
  • Хронический. Симптомы выражены менее. Болезнь затягивается на 2–3 месяца и более. Возможны периоды ремиссии (когда признаки воспаления отсутствуют) и обострения (заболевание рецидивирует).

По причинам развития болезни выделяют фарингит:

• Инфекционный. Бывает вирусным, грибковым, бактериальным.
  • Неинфекционный. Развивается на фоне травм, наличия раздражающих факторов, аллергии.

В зависимости от характера изменений, происходящих в слизистой оболочке глотки во время воспалительного процесса, фарингит бывает:

• Катаральным. Простая форма фарингита, характеризующаяся поверхностным воспалением без изменений глубоких слоев глоточной стенки.
  • Атрофическим. Стенки глотки истончаются, становятся сухими, склонными к травмам. Количество слизистых желез уменьшается.
  • Гипертрофическим. Слои глоточной стенки утолщаются, увеличивается объем лимфоидной ткани.

В большинстве случаев причиной развития фарингита является инфекция. Причем примерно в 70% случаев он имеет вирусную природу, в 20–30% — бактериальную. Остальные случаи приходятся на грибковые инфекции и неинфекционные патологии. Основные возбудители инфекционного фарингита:

• вирусы, вызывающие ОРВИ;
  • вирус Коксаки;
  • вирус простого герпеса;
  • стрептококк (бактерия).

Факторы, которые провоцируют развитие острого фарингита у детей:

• простудные заболевания;
  • ослабленный иммунитет;
  • переохлаждение;
  • эндокринные нарушения;
  • раздражение глотки дымом, пылью, химическими веществами;
  • гастроэзофагеальная рефлюксная болезнь, или ГЭРБ (раздражение глотки желудочным соком, забрасываемым через нижний сфинктер пищевода);
  • другие патологии ЖКТ.
Экспертное мнение врача

Хронический фарингит обычно развивается при отсутствии или неправильном лечении острой болезни. В этом случае симптомы сглаживаются или исчезают на некоторое время, а затем заболевание обостряется. При хроническом течении воспаление затрагивает более глубокие слои глотки, вызывает их истончение или гипертрофию.

Коломина Лариса Наилевна Ведущий врач-оториноларинголог

При фарингите у детей симптомы следующие:

• умеренная боль в глотке;
  • чувство першения в горле;
  • покраснение слизистой глотки;
  • неглубокий (обычно сухой) кашель;
  • осиплость голоса (иногда);
  • увеличение регионарных лимфоузлов;
  • признаки интоксикации (головная боль, повышенная температура тела, быстрая утомляемость, общее недомогание);
  • горечь во рту (наблюдается, когда фарингит вызван ГЭРБ).

В зависимости от степени тяжести заболевания и причины, которая его вызвала, температура тела может быть нормальной, субфебрильной (до +38,0 градусов) или высокой (выше +38,0 градусов).

Прежде чем лечить фарингит у детей, необходимо пройти обследование. Оно покажет, чем вызвано заболевание. От причины развития болезни зависит способ ее лечения. К основным методам диагностики фарингита относят:

• Сбор анамнеза. Врач спрашивает о жалобах, которые беспокоят ребенка, условиях его жизни. По ним он может судить о наличии острых респираторных инфекций, других заболеваний и факторов, которые могли спровоцировать заболевание.
  • Физикальный осмотр. Врач осматривает горло, прощупывает лимфоузлы, прослушивает сердцебиение и дыхание, устанавливает распространенность воспаления, степень его тяжести.
  • Мазок на бактериальный посев. При подозрении на бактериальную природу заболевания врач берет мазок. В лаборатории устанавливают тип возбудителя, который вызвал воспаление. Там же подбирают препараты, которые будут эффективны в отношении него.
  • Общие анализы мочи и крови. Позволяют установить природу инфекционного фарингита. Высокие показатели СОЭ, увеличенная концентрация лейкоцитов и нейтрофилов говорит о том, что болезнь вызвали бактерии. Если эти параметры находятся в пределах нормы, но повышены лимфоциты, моноциты, можно сделать вывод о вирусной природе заболевания.

При наличии симптомов, указывающих на другие патологии, врач может направить на другие исследования.

При остром фарингите лечение у детей обычно занимает не дольше 5–7 суток. Оно включает в себя:

• Прием антибактериальных средств. Назначаются при бактериальном поражении глотки.
  • Прием жаропонижающих препаратов (только при высокой температуре).
  • Полоскание горла антисептическими растворами (хлоргексидин, Фурацилин и прочие).
  • Прием противокашлевых препаратов, подавляющих кашлевой рефлекс (при частом навязчивом сухом кашле).

При наличии других симптомов возможно назначение дополнительных лекарств. Также ребенку показано обильное теплое питье, при высокой температуре тела — постельный режим. Необходимо поддерживать высокую влажность воздуха в помещении, обеспечить щадящее питание — пища должна быть мягкой, без твердых включений, теплой.

Чем лечить фарингит у ребенка, протекающий в хронической форме, подскажет лечащий врач на основании результатов исследований. В зависимости от причины болезни могут быть назначены иммунотропные препараты, антигистамины, витаминно-минеральные комплексы и другие лекарственные средства.

Так как в большинстве случаев фарингит является инфекционным заболеванием, для его профилактики необходимо укреплять иммунитет и своевременно лечить простудные заболевания. Общие рекомендации:

• Соблюдение правил личной гиены (адекватный уход за полостью рта, мытье рук).
  • Сбалансированное питание (достаточное количество белка, витаминов, минералов).
  • Умеренная физическая активность (ежедневные прогулки на свежем воздухе).
  • Исключение контакта с зараженными людьми.
  • Избегание мест скопления людей в период вспышек инфекционных заболеваний.
  • Своевременное лечение ОРВИ, заболеваний ЖКТ.

Для профилактики рецидивов хронического фарингита показано санаторно-курортное лечение, профилактические курсы физиотерапии, витаминно-минеральных комплексов.

Фарингит у детей — обычно острое инфекционное заболевание. Обычно легко поддается лечению и редко вызывает осложнения. Но начинать его лечить следует после установления причины его развития, так как при бактериальных и вирусных инфекциях оно различается. Потому перед тем как лечить фарингит у детей нужно показаться врачу.

• Абатуров А.Е., Токарева Н.М. Местное лечение фарингита у детей // Здоровье ребенка. 2020. URL:[Электронный ресурс] (дата обращения: 24.10.2022).
  • Дроздова М.В., Преображенская Ю.С., Рязанцев С.В., Павлова С.С. Воспалительные заболевания глотки у детей // Медицинский совет. 2022. URL:[Электронный ресурс] (дата обращения: 24.10.2022).
  • Косяков С.Я., Анготоева И.Б., Исамов А.Н. Неинфекционные причины хронического фарингита // Медицинский совет. 2018. URL:[Электронный ресурс] (дата обращения: 24.10.2022).
  • Цвирко Н.И., Корнева А.В. Влияние внешние факторов на развитие фарингита // Инновационные процессы в науке и образовании: сборник статей Международной научно-практической конференции. В 2 ч. Ч. 1. 2019. URL:[Электронный ресурс] (дата обращения: 24.10.2022).
  • Дорошкевич, А. С., Котлярова, В. В. Этиология и подходы к лечению острого фарингита у детей // Проблемы и перспективы развития современной медицины: сборник научных статей X республиканской научно-практической конференции с международным участием студентов и молодых ученых, Гомель, 3–4 мая 2018 г. URL:[Электронный ресурс] (дата обращения: 24.10.2022).