Выяснить, почему появился сухой кашель у ребенка, поможет обследование. Провести диагностику в Москве можно в нашей клинике «Ребенок и Семья». Преимущества обследования в нашем медицинском центре:

• современное диагностическое оборудование;
  • квалифицированные специалисты;
  • внимательное отношение к каждому пациенту;
  • возможность вызвать врача на дом и провести консультацию онлайн.

Чтобы записаться на прием к врачу, позвоните нам или оставьте заявку онлайн.

Сухой кашель — это непродуктивный кашель. Во время него из нижних дыхательныхпутей не выделяется никакого секрета — ни жидкого, ни вязкого. Сухой кашель являетсясимптомом многих заболеваний. Поэтому перед тем как лечить сухой кашель у ребенка необходимо установить причину его появления. Врач может назначить эффективное лечение только на основании результатов обследования.

По причинам развития различают следующие виды непродуктивного кашля:

• Инфекционный. Развивается на фоне инфекций дыхательных путей. Может быть вирусным, бактериальным, реже — грибковым.
  • Неинфекционный. Развивается при раздражении кашлевых рецепторов. Указывает на патологии неинфекционной природы.

По продолжительности выделяют кашель:

• постоянный;
  • кратковременный;
  • эпизодический.

По длительности присутствия кашля:

• острый (до 3 недель);
  • подострый (от 3 до 8 недель);
  • хронический (более 8 недель).

По силе:

• покашливание (почти не беспокоит, не травмирует слизистую);
  • легкий (доставляет дискомфорт, но не причиняет сильных мучений);
  • сильный (надрывной, изнуряющий, мучительный, травмирует слизистую).

По тембру:

• беззвучный;
  • приглушенный;
  • сиплый;
  • звонкий;
  • лающий.

Кашель может беспокоить ребенка постоянно или быть дневным, ночным. Врачу важно сообщить о характере кашля — это поможет выявить его причины. Например, сухой кашель у ребенка ночью может указывать на патологии не дыхательной, а сердечно-сосудистой системы.

В большинстве случаев сухой кашель появляется во время острых респираторных инфекций, поражающих дыхательные пути. Он может быть симптомом фарингита, ларингита, трахеита. Обычно они развиваются на фоне поражения слизистой оболочки дыхательных путей вирусами ОРВИ, гриппа, парагриппа, аденовирусами, риновирусами, коронавирусами. Сухой кашель также может быть признаком бактериальных инфекций — коклюша, туберкулеза.

При инфекционном бронхите и воспалении легких кашель также является основным симптомом. На начальных стадиях заболевания он обычно сухой. Но через несколько дней он становится влажным (продуктивным). Во время него начинает откашливаться слизь — мокрота. Иногда она содержит примеси гноя, крови.

Инфекции дыхательных путей часто сопровождаются повышением температуры тела. Но иногда может наблюдаться сухой кашель у ребенка без температуры. В этом случае он может иметь неинфекционные причины развития. Вызывать сухой кашель могут:

• бронхиальная астма;
  • сердечная недостаточность;
  • дивертикулы пищевода (выпячивание его стенок);
  • ГЭРБ (гастроэзофагеальная рефлюксная болезнь);
  • постназальный синдром (стекание слизи по задней стенке глотки);
  • грыжа пищеводного отверстия диафрагмы;
  • трахеопищеводный свищ;
  • патологические структуры, сдавливающие бронхи (увеличенные лимфоузлы, новообразования, аневризма аорты);
  • саркоидоз — заболевание, которое часто поражает легкие и сопровождается образованием множественных гранулем;
  • коллагеноз легких (разрушение в них соединительное ткани);
  • аллергия.

Непродуктивный кашель возникает при воздействии на кашлевые рецепторы дымом, пылью, загрязненным воздухом. При однократном воздействии раздражающего фактора ребенок перестает кашлять, когда дыхательные пути очищаются от раздражителя. При постоянном раздражении кашель беспокоит регулярно.

Основной симптом сухого кашля у детей — отсутствие во время него отделяемого секрета. Не нужно путать непродуктивный кашель от продуктивного с трудноотделяемой мокротой. В первом случае мокроты нет совсем, во втором — она есть, но ее трудно откашлять.

Кашель может быть одиночным или приступообразным. После него нет ощущения освобождения дыхательных путей. Симптомы, которые могут его дополнять:

• ощущение «царапания» между лопаток, за грудиной;
  • боль и/или першение в горле;
  • насморк;
  • повышенная температура тела;
  • быстрая утомляемость;
  • головная боль;
  • одышка;
  • отрыжка, изжога и прочие.

При сильном сухом кашле у ребенка травмируется слизистая оболочка дыхательных путей. В результате раздражение усиливается, что вызывает новые приступы кашля. В этом случае он сам себя поддерживает и усиливает.

Первый вопрос, который должен найти ответ при сухом кашле у ребенка — не чем лечить его, а что вызвало этот симптом. От этого зависит способ его лечения. Для установления причин кашля врач может назначить следующие исследования:

• общий и биохимический анализ крови;
  • УЗИ сердца, пищевода;
  • ЭКГ (электрокардиография);
  • рентген легких;
  • КТ или МРТ дыхательных органов, пищевода, сердца;
  • спирография (оценка функции внешнего дыхания);
  • аллергопробы (при подозрении на аллергию);
  • ИФА и ПЦР тесты (для установления инфекционных причин кашля);
  • эндоскопические исследования — бронхоскопию, эзофагогастроскопию.

При сухом кашле у ребенка лечение направлено на устранение причины, которая его вызвала. В зависимости от этого врач может назначить следующие лекарства:

• Антибиотики. Уничтожают бактерии. Показаны для лечения бактериальных инфекций.
  • Бронхолитики. Расширяют просвет бронхов за счет снятия спазма, облегчают дыхание при бронхиальной астме.
Экспертное мнение врача

По назначению врача от сухого кашля детям можно давать противокашлевые средства в виде микстур, таблеток, сиропов. Они подавляют кашлевой рефлекс, уменьшают раздражение слизистой. Если кашель не сухой, а малопродуктивный, назначают муколитики и отхаркивающие лекарства для увеличения выработки слизи, разжижения мокроты, облегчения ее откашливания.

Микава Елена Ильдаровна Главный врач, педиатр, кандидат медицинских наук

В редких случаях, когда кашель развивается на фоне сердечной недостаточности, назначаются сердечные гликозиды, блокаторы кальциевых каналов и другие препараты. Если кашель вызвал трахеопищеводный свищ, дивертикул пищевода, может быть проведено хирургическое лечение.

Общие рекомендации по лечению сухого кашля у детей:

• Прогулки на свежем воздухе. При отсутствии температуры пешие прогулки хорошо влияют на самочувствие ребенка, способствуют насыщению организма кислородом, облегчают дыхание.
  • Соблюдение режима питания, отдыха. Ребенку нельзя перегружаться. Питание должно быть легким.
  • Увлажнение воздуха. Сухой воздух усиливает приступы кашля.

Чтобы предотвратить появление сухого кашля, нужно поддерживать общее здоровье, укреплять иммунитет. В этом помогают:

• Сбалансированное питание.
  • Умеренная физическая активность.
  • Прогулки на свежем воздухе.
  • Адекватное закаливание.
  • Регулярное мытье рук с мылом.
  • Поддержание дома чистоты и умеренной влажности воздуха.
  • Вакцинация против гриппа, пневмококковой инфекции, коклюша, туберкулеза.
  • Избегание контактов с зараженными людьми, людных мест в период вспышек ОРВИ.

Сухой кашель — не самостоятельное заболевание, а симптом другой патологии. Обычно дети кашляют на фоне острых респираторных вирусных инфекций. Такой кашель легко поддается лечению. Но иногда он может быть причиной более серьезных заболеваний, в том числе неинфекционных. Поэтому прежде чем лечить ребенка, его нужно обследовать.

• Бойкова Н.Э., Гаращенко Т.И. Кашель у детей. Как распознать причину и что делать? // Медицинский совет. 2018. URL:[Электронный ресурс] (дата обращения: 25.10.2022).
  • Спичак Т. В., Разина Л. А., Демушкина А. А., Кустова О. В., Лукина О. Ф. Проблемы дифференциальной диагностики при затяжном сухом кашле у детей: от типичных до редких причин // Медицинский совет. 2019. URL:[Электронный ресурс] (дата обращения: 25.10.2022).
  • Старостина Л.С. Варианты муколитической терапии кашля у детей // РМЖ. Медицинское обозрение. 2019. Том 3. №3. URL:[Электронный ресурс] (дата обращения: 25.10.2022).
  • Старостина Л.С. Сухой кашель: диагностика и лечение // Педиатрия. Приложение к журналу Consilium Medicum. 2019. URL:[Электронный ресурс] (дата обращения: 25.10.2022).
  • Котлуков В.К., Казюкова Т.В., Антипова Н.В.Терапия сухого кашля без лихорадки в детском возрасте // Поликлиника. 2019. URL:[Электронный ресурс] (дата обращения: 25.10.2022).