Omicron COVID-19 (мутация SARS-CoV-2 В.1.1.529) появился вследствие циркуляции вируса между человеком и животным, изменения штамма в организмах людей с иммунодефицитными состояниями и недостаточной иммунизацией населения. Поражает взрослых и детей, но в отличие от предыдущих штаммов симптомы омикрона у детей возникают значительно чаще. При появлении подозрений на инфицирование обращайтесь в клинику «РебенОК» в Москве.

Штамм Omicron – новая линия мутаций S-белка преимущественно подвида ВА.1 и ВА.2. Основные гипотезы возникновения Омикрона:

1. Хроническая форма КОВИД-19. Развивается у пациентов с иммунодефицитом. После инфицирования они остаются носителями на протяжении 6 месяцев. Происходят нетипичные мутации патогена, что приводит к появлению новых штаммов.
  2. Заражение от животных. Некоторые ученые считают, что геном КОВИД-19 был изменен в организме грызунов. После этого вирус попал в организм человека. Так появился Омикрон, и циркуляция в популяции продолжилась.
  3. Низкая вакцинация. В ряде стран иммунизация населения была проведена недостаточно или вовсе отсутствовала. Инфекционисты утверждают, что непривитые люди являются причиной изменения вирусного генома из-за длительной циркуляции возбудителя.

Также следует выделить недостаточную изученность вируса. Во многих лабораториях нет необходимого оборудования для работы с COVID-19. При выделении штаммов не исключено развитие мутаций, являющихся неконтролируемыми и ускользающих от внимания мировой науки.

В настоящее время Omicron находится на подъеме во многих странах и может поражать не только взрослых, но и детей. Малыши могут заразиться вирусом в детских садах и школах. В геноме возбудителя выделено около 50 видов точечных мутаций. Свойства уже изученных штаммов были изменены. Это привело к возникновению нетипичного течения болезни. Распространение Омикрона осуществляется в 2-4 раза быстрее Дельты. Для заражения достаточно кратковременного контакта. В три раза чаще наблюдаются семейные вспышки заболевания.

Инфицирование происходит через эпителиальные структуры верхних дыхательных путей. При проникновении в организм возбудитель связывается с АПФ-2 рецепторами клеточных структур. Этот процесс приводит к поражению клеток легких, желудка, кишечника и сосудистого эндотелия.

У Омикрона есть симптомы, по которым можно распознать инфекцию у своего ребенка. Инкубационный период, то есть время от заражения до начала заболевания, оценивается короче, чем в других вариантах КОВИД-19 и составляет 3 дня. До этого инкубационный период оценивался в 5-6 дней. Способность к заражению окружающих при нормальном течении снижается примерно через 10 дней.

Омикрон имеет больше первых признаков у ребенка, чем другие варианты коронавирусной инфекции:

• Насморк, чихание, сухой кашель и дискомфорт в горле: эти симптомы считаются первыми признаками того, что ребенок заразился.
  • Отсутствие аппетита: отказ от еды у детей может быть еще одним признаком заражения.
  • Головные боли и сильная усталость: дети, заразившиеся Омикроном, часто испытывают симптомы гриппа.

Omicron вызывает заболевание, для которого характерно мягкое и легкое течение. Первые симптомы могут проявиться уже на следующие сутки после инфицирования. Течение болезни имеет схожесть с классической ОРВИ. Присутствует ломота в теле, слабость. Температура повышается до 38 °C и выше и держится на протяжении 2-5 суток.

В 70% случаев наблюдается насморк, чихание и затруднение носового дыхания. Около 60% детей отмечают першение в горле и умеренную боль. Запахи и вкусы при этом сохранены у большинства пациентов. Только ¼ часть зараженных сталкивается с нарушением вкуса и потерей обоняния. В 30% случаев наблюдается чрезмерная потливость, озноб и лихорадка. Сухой кашель отмечается у 40-45% пациентов с Омикроном. Если возбудитель достигает легочной ткани, тогда присоединяется одышка, боли в области грудной клетки и усиление кашля.

Подвид обычного омикрона ВА.1 имеет мутации в спайковом белке, которые позволяют ему ускользать от защитных функций организма пациента. Субвариант «Стелс-омикрон» (ВА.2) отличается повышенной вирулентностью (способностью вызывать заболевание).

Таблица – Клинические признаки Омикрона у ребенка в зависимости от возраста

Возраст ребенка Симптомы омикрона
До года
  • сыпь;
  • диарея;
  • тошнота, рвота;
  • боли в животе.
2-3 года
4-5 лет
6-9 лет
  • миалгия;
  • насморк;
  • одышка;
  • лихорадка;
  • кашель.
10-12 лет

Не исключены такие признаки омикрона у детей, как фебрильные судороги, конъюнктивит и ларингит. Желудочно-кишечные проявления могут появляться без респираторных симптомов. Сыпь при омикроне у детей имеет вид неспецифических кожных высыпаний.

Симптомы и признаки омикрона у ребенка мало чем отличаются от других вирусов. Для подтверждения диагноза КОВИД-19 проводится лабораторное тестирование при наличии сопутствующего состояния, увеличивающего риск тяжелого заболевания, а также после контакта с инфицированным человеком на протяжении предыдущих 2 недель.

Эталонным стандартом считается ПЦР-тест, который имеет 99% достоверность. Для экспресс диагностики проводится иммунохроматографический тест для выявления антигена SARS-CoV-2. Лабораторные исследования на антигены являются менее чувствительными для Омикрона и требуют проведения повторного тестирования. Наиболее высока чувствительность тестов на протяжении 5-7 дней с момента появления симптомов болезни.

Для подтверждения Омикрона проводятся:

• Исследование на антитела необходимо при получении отрицательного результата ПЦР при наличии типичных клинических проявлений. Наличие IgM и IgG указывают на текущее инфицирование или подтверждают наличие иммунитета после выздоровления.
  • Лабораторные анализы – для определения тяжести заболевания и оценки состояния пациента назначается исследование крови, которое позволяет определить лейкоцитарную формулу. Биохимический анализ назначается для определения влияния вируса на внутренние органы и системы. Коагулограмма оценивает показатели свертываемости крови.

Подтвердить или исключить воспаление легких удается с помощью КТ или обзорной рентгенографии. Ультразвуковое исследование легких является альтернативным методом визуализации. Назначается с целью определения пневмонии после проведения компьютерной томографии. УЗИ определяет интерстициальные изменения легочной ткани.

Чтобы узнать, чем лечить омикрон у ребенка, обращайтесь к педиатру в клинику «РебенОК» в Москве. Терапия коронавирусной инфекции, вызванная омикрон-штаммом, регламентируется документами Всемирной организации Здравоохранения. В нашем медицинском центре используются клинические протоколы, в которых уточняется информация по особенностям омикрона. За основу медикаментозной терапии взято предотвращение развития сепсиса, пневмонии и ОРДС.

Лечение омикрона у детей в преобладающем большинстве случаев проводится дома под наблюдением лечащего врача. За основу взяты немедикаментозные меры, которые включают частое теплое питье и промывание солевым раствором носовых ходов. Рекомендована ежедневная влажная уборка. Увлажнение воздуха в помещении и регулярное проветривание. Больного рекомендуется изолировать в отдельной комнате.

Среднетяжелое или тяжелое течение требует использования следующих групп лекарств:

• Коллоидные и солевые растворы для инфузий – вливание проводится в стационарных условиях под контролем динамики артериального давления и объема суточного выделения мочи.
  • Симптоматические препараты – для понижения высокой температуры используются жаропонижающие средства из группы НПВС. Также для борьбы с кашлем назначаются бронхолитические и мукоактивные средства. Для облегчения носового дыхания используются препараты для эндоназальной инстилляции.
  • Патогенетические препараты – назначаются ингаляционные формы ГКС (глюкокортикостероиды), антикоагулянты в амбулаторных условиях.
Экспертное мнение врача

При омикрон-штамме используются синтетические противовирусные препараты, иммуноглобулин человека G, а также антиковидная плазма. Лекарства должен назначать врач после получения результатов проведенных исследований. Самолечение недопустимо.

Микава Елена Ильдаровна Главный врач, педиатр, кандидат медицинских наук

В профилактике значение имеет тотальная и своевременная вакцинация, в т. ч. подростков. Пациентам, которым была проведена иммунизация мРНК-вакцинами, рекомендуется ввести бустерную прививку. Такой подход усиливает защиту против Омикрона.

Не утрачивают актуальности стандартные противоэпидемические меры, которые направлены на ограничение распространения КОВИД-19. Специалисты из области эпидемиологии продолжают настаивать на использовании респираторов и медицинских масок. Также имеет значение соблюдение дистанции и обработка рук антисептическими средствами.

Несмотря на продолжающуюся пандемию, есть мнения экспертов, которые обнадеживают. Продолжение ослабления вирулентности возбудителя приведет к тому, что SARS-CoV-2 станет привычным патогеном, вызывающим сезонные ОРВИ. Но не исключено, что появятся новые мутации коронавирусной инфекции, которые будут иметь нетипичные свойства, ухудшающие эпидемическую обстановку.

Источники

1. Романова О., Гавриченкова Ж. Омикрон – дети в зоне риска [Электронный ресурс] // Информационный портал «Медицинский вестник. 2022. URLvhttps://medvestnik.by/konspektvracha/omikron-deti-v-zone-riska (дата обращения: 23.04.2022).
  2. Евсеева Г.П., Телепнева Р.С., Книжникова Е.В. COVID-19 В ПЕДИАТРИЧЕСКОЙ ПОПУЛЯЦИИ [Электронный ресурс] // Бюллетень физиологии и патологии дыхания. 2021. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/covid-19-v-pediatricheskoy-populyatsii (дата обращения: 23.04.2022).
  3. Жмеренецкий К.В., Сазонова Е.Н., Воронина Н.В.COVID-19: ТОЛЬКО НАУЧНЫЕ ФАКТЫ [Электронный ресурс] // Дальневосточный медицинский журнал. 2020. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/covid-19-tolko-nauchnye-fakty (дата обращения: 23.04.2022).
  4. Спасенников Б.А. COVID-19: УРОКИ ИСТОРИИ (ЛИЧНОЕ МНЕНИЕ УЧЕНОГО) [Электронный ресурс] // Бюллетень Национального научно-исследовательского института общественного здоровья имени Н. А. Семашко. 2022. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/covid-19-uroki-istorii-lichnoe-mnenie-uchenogo (дата обращения: 23.04.2022).
  5. Barrett CE, Koyama AK, Alvarez P, et al. Risk for Newly Diagnosed Diabetes >30 Days After SARS-CoV-2 Infection Among Persons Aged <18 Years [Электронный ресурс] // United States. 2021. URL: http://dx.doi.org/10.15585/mmwr.mm7102e2 (дата обращения: 23.04.2022).