Гиперактивность, невнимательность и импульсивность являются основными характеристиками синдрома дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ). Это одна из наиболее распространенных причин неудачи в школе и социальных проблем в детском возрасте. Речь идет о хронической патологии с высоким генетическим компонентом (в 75 % случаев причиной является наследственность), но ее можно диагностировать и лечить.

Синдром дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ) у детей

У некоторых детей возникает синдром гиперактивности с дефицитом внимания. Они не могут сосредоточиться на определенной задаче и отвлекаются, поэтому процесс обучения замедляется и усложняется. Хотя это нормально для детского возраста время от времени отвлекаться, довольно высокая частота такого поведения может быть связана с СДВГ. Эта проблема в основном возникает в возрасте первых 7 лет. В настоящее время 5% детей страдают СДВГ, что составляет около 2 детей на класс.

Некоторые из основных характеристик дефицита внимания у детей: эмоциональный дисбаланс, невнимательность к деталям, а также наличие движений, вызванных постоянным беспокойством. Есть много последствий, к которым приводит дефицит внимания для детей, страдающих этим расстройством: интеграция в социальную группу сопровождается конфликтным поведением, учитывая, что личность и образ жизни таких детей не входят в каноны, которые люди считают нормальными.

Распространенность СДВГ у детей в возрасте до 18 лет составляет 5,29 %. Были продемонстрированы различия между географическими районами, культурными группами и социально-экономическим статусом. Проведенные исследования показали, что от 60 до 75% детей с СДВГ продолжают проявлять симптомы в зрелом возрасте. Поскольку синдром считается детским диагнозом, взрослое население с СДВГ недооценено. Соотношение между мальчиками и девочками с СДВГ составляет 4:1, а у взрослых – 1:1. Девочки имеют преимущественно невнимательный подтип с более низкой частотой поведенческих проблем, что приведет к более поздней диагностике.

У многих детей с подтвержденным диагнозом также выявлены другие психиатрические проблемы, такие как пассивно-агрессивное расстройство личности, расстройство поведения (до 40%), а также депрессия и тревожность. Возможная связь между некоторыми формами синдрома дефицита внимания и гиперактивности и биполярным маниакально-депрессивным заболеванием все еще изучается.

Причины синдрома дефицита внимания у детей

Точная этиология развития заболевания до сих пор считается спорным вопросом.  Было выявлено, что генетика и факторы окружающей среды оказывают большое влияние на развитие синдрома СДВГ. Это переменные причины, которые действуют как до рождения, так и на перинатальной и послеродовой стадии.

Помимо генетического риска, другими возможными экологическими причинами являются психосоциальные условия (бедность, пренебрежение, жестокое обращение) и перинатальные проблемы, такие как низкий вес ребенка при рождении или гипоксия (недостаток кислорода) при родах.

В семьях, где есть гиперактивный ребенок, риск для братьев и сестер увеличивается с 5 % населения в целом до 30-40%. Риск также повышается, если у одного из родителей есть СДВГ.

Считается, что развитие синдрома гиперактивности может быть связано с сочетанием следующих факторов:

·        Генетика: считается, что в некоторых случаях этот тип расстройства может развиться по наследству.

·        Свинец: это соединение присутствует в старых красках и некоторых запасных частях, используемых в сантехнике, и может влиять на развитие СДВГ.

·        Вредные привычки: употребление алкоголя и сигарет во время беременности.

·        Травмы и системные заболевания: патологии, вызывающие повреждение мозга.

·        Нездоровое питание: некоторые добавки, присутствующие в пищевых продуктах низкого качества.

Считается, что некоторые искусственные красители могут усугубить гиперактивность.

Есть мнение, что синдром может формироваться при избыточном потреблении сахара, напитков и продуктов промышленного изготовления, в состав которых входят экстрактивные вещества и консерванты. Именно поэтому родители должны составлять детский рацион с учетом состава используемых продуктов.

Это расстройство имеет три основных симптома: дефицит внимания, гиперактивность и импульсивность. Они проявляются в большей или меньшей степени в зависимости от подтипа:

·        Невнимательный. Преобладает дефицит внимания. Наиболее распространен среди девочек и оказывает значительное влияние на академическом уровне. Характеризуется «витанием в облаках», бурной фантазией и уходом в свой мир.

·        Гиперактивно-импульсивный. Дети более беспокойны и меньше контролируют свои импульсы и эмоции, что зачастую приводит к конфликтам со сверстниками. Обусловлен определенными нарушениями центральной нервной системы и индивидуальными особенностями темперамента.

·        Комбинированный. Сочетает нарушение внимания и гиперактивность. Приводит к значительному вмешательству в общую производительность. Данный тип синдрома характерен для мальчиков с голубыми глазами и светлыми волосами.

Симптомы синдрома дефицита внимания

Существует большое количество признаков, связанных с гиперактивностью у ребенка. Первоначально некоторые из них можно считать распространенным поведением, но синдром имеет тенденцию усугублять их.

Диагноз СДВГ подтверждается при наличии от 6 и более признаков в течение первых 7 лет жизни:

1. Легко отвлекается и постоянно забывает о многих вещах.

2. Переходит от одного вида деятельности к другому очень быстро, иногда без завершения предыдущего дела.

3. С трудом следует указаниям.

4. Возникают сложности при выполнении самостоятельных заданий в школе или на дому.

5. Постоянно теряет свои вещи (книги, игрушки, школьные принадлежности).

6. Не стоит на месте, бегает и прыгает с места на место без остановки.

7. Часто погружается в свои мысли или хочет побыть один.

8. Иногда выражается неправомерно, поскольку присутствует некоторое безрассудство.

9. Не контролирует свои эмоции.

10. Чувствует необходимость касаться каждой вещи, которую видит, и играть с ней.

11. Не перестает говорить и постоянно прерывает разговоры взрослых или сверстников.

12. Слишком нетерпелив, что вызывает раздражение у родителей.

Очень важно обращать внимание на своего ребенка и следить за каждым действием, которое он выполняет в своей повседневной жизни. Только так можно понять, какой провоцирующий агент вызывает у него такое поведение. И если есть подозрение на синдром дефицита внимания, необходимо обратиться к специалисту.

Дефицит внимания у детей может быть диагностирован с помощью тестов, проведенных врачом или специалистом по психическому здоровью, который имеет опыт изучения и лечения этого типа расстройства. Однако важно знать, что нет единой оценки, которая позволила бы точно определить симптомы СДВГ у детей. Процесс исследования может занять несколько месяцев, прежде чем будет получен реальный результат. Врачу может потребоваться информация о поведении ребенка от родственников и учителей.

Процесс диагностики представляет некоторую сложность, так как многие симптомы могут быть связаны с другими проблемами. У ребенка может быть нарушена концентрация внимания, но он будет выглядеть спокойным и вести себя приемлемо. Также может случиться так, что у него плохое поведение в школе, но учителя не могут определить, что это признаки гиперактивности и СДВГ.

Коррекция синдрома дефицита внимания у детей

Лечение синдрома дефицита внимания у детей и подростков проводится индивидуально в зависимости от каждого пациента и его семьи. Цель состоит в том, чтобы улучшить симптомы и уменьшить возникновение других связанных расстройств.

Хотя единого лечения СДВГ у детей не существует, состояние можно контролировать с помощью некоторых методов коррекции, таких, как введение стимулирующих препаратов, которые способствуют концентрации внимания, а также помогают успокоиться. Некоторые лекарственные препараты могут вызывать побочные эффекты у пациента, такие как боли в желудке и проблемы со сном, поэтому необходимо оценить реакцию на каждое из лекарств.

Другая альтернатива сосредоточена на проведении поведенческой терапии, чтобы улучшить способность контролировать свои эмоции и лучше развиваться как в школе, так и дома. В тех случаях, когда последствия умеренные или тяжелые, рекомендуется комбинированное лечение. Это включает в себя психологическую, фармакологическую терапию и педагогическое вмешательство.

Психологические вмешательства,  основанные на принципах когнитивно-поведенческой терапии, оказались эффективными при этом расстройстве.

Основные направления психологической помощи:

·        изменение и устранение определенных поведений;

·        когнитивная реструктуризация (замена дисфункциональных идей на более позитивные);

·        обучение решению определенных проблем.

Эффективен метод биологической обратной связи. Важна также диетотерапия. Данный аспект многие родители игнорируют, несмотря на то, что уже доказана связь гиперактивности с пищевой аллергией. Исключение из рациона продуктов, которые вызывают нежелательные реакции, способствует коррекции симптоматики синдрома и улучшению настроения. Благодаря правильному рациону удается добиться положительной динамики по таким симптомам, как головная боль, мигрень, болезненные движения и синдром раздраженного кишечника.

Синдром гиперактивности у детей требует исключения продуктов, содержащих пищевые добавки и синтетические красители, искусственный подсластитель и сахар. Также следует минимизировать натуральные салицилаты (клубнику, малину, яблоки, ежевику, абрикосы, цитрусовые, виноград, орехи, помидоры и огурцы). Исключить следует все виды чая и газированных напитков. Также необходима врачебная коррекция поступления натурального витамина С. Обязательным элементом лечения является витаминотерапия – рекомендованы препараты с лецитином, который участвует в процессах переноса питательных и физиологических веществ через биологические мембраны.

Лекарственная терапия уменьшает основные признаки гиперактивности у ребенка, что улучшает успеваемость и поведение. В то же время повышается эффективность психологических и педагогических вмешательств.  Назначаются стимуляторы, помогающие ребенку сосредоточить свое внимание.

Лечение синдрома дефицита внимания у детей

Занятия с педагогом – основной компонент комбинированного лечения, который включает в себя меры, направленные на повышение успеваемости ребенка. Также эффективны другие методики, улучшающие адаптацию в образовательной среде. Одним из методов является изменение и компенсация, насколько это возможно, тех типичных и повторяющихся поведений, которые оказывают негативное влияние на повседневную жизнь ребенка и его родителей.

С помощью некоторых ключевых упражнений удается уменьшить двигательное беспокойство и импульсивность, которые обычно являются основными источниками проблемы, за счет увеличения внимания и мозговой деятельности. Основная цель упражнений – изменить негативные привычки, поведение и отношение, которые выработались к определенным ситуациям, и научиться новым способам реагирования на эту ситуацию.

Для коррекции симптомов гиперактивности специалисты рекомендуют следующие занятия:

·        Решение головоломок. Это простая динамика будет держать ребенка сосредоточенным и поможет ему развить свой пространственный интеллект. Головоломки будут способствовать решению проблем, концентрации внимания, улучшению моторики и памяти.

·        Чтение сказок. Помогает для развития воображения в повседневной жизни. Необходимо привить ответственность за чтение сказки, чтобы ребенок чувствовал себя важным и непосредственно вовлеченным в деятельность.

·        Игры на отделение элементов. Потребуется собрать ряд объектов с различными характеристиками: цветом, размером и формой. Задача состоит в том, чтобы группировать и классифицировать представленные объекты по их общим характеристикам. Это помогает детям обращать внимание на каждую из особенностей групп объектов и развивать свою концентрацию, ловкость и психическое здоровье. Это поможет в дальнейшем в игровой форме наводить порядок в комнате.

·        Раскрашивание без пробелов. Это занятие может выполняться даже при дефиците времени у взрослого. Важно позволить детям использовать свое воображение и выбирать цвета, которые они хотят, выражая себя через них. Рекомендуется увеличивать рисунки в размере постепенно и заниматься два раза в неделю. Также важно, чтобы взрослый наблюдал за упражнениями, потому что ребенок будет склонен отказываться от завершения работы, поэтому его нужно мотивировать.

·        Развитие пространственных навыков. Упражнения пространственного интеллекта полезны для тренировки памяти и способности ребенка концентрироваться. Из изображений с символами, цветами, часами, абстрактными формами, буквами или цифрами, которые следуют определенному шаблону, ребенок должен будет сортировать фигуры в соответствии с последовательностью, которую они несут.

·        Игра в шахматы. Шахматы требуют большой концентрации и усидчивости, что позволяет снизить импульсивность и гиперактивность. Собственные характеристики шахмат стимулируют интеллект, а также способствуют развитию возможности генерации определенных закономерностей в поведении. Шахматы также помогают сосредоточить все внимание на одной цели или деятельности, что позволяет научиться концентрироваться на других действиях в повседневной жизни.

·        Составление цепочки слов. Игра идеально подходит для работы аспектов, связанных с концентрацией и вниманием. Научиться  ожиданию своей очереди будет полезно в различных контекстах повседневной жизни. Это очень простая словесная деятельность, в которой дети должны произнести слово, начинающееся с последнего слога предыдущего слова, по очереди. Это позволяет развивать способность четко реагировать, а также находить быстрое решение проблем с помощью рекреационной деятельности.

Следует заметить, что ребенок с дефицитом внимания нуждается в максимально возможном наблюдении и безусловной поддержке взрослых, которую могут предложить только отец и мать.

Прогноз и профилактика синдрома дефицита внимания

При ранней диагностике и правильном лечении синдром дефицита внимания и гиперактивности у детей может иметь положительную динамику. Отсутствие информации о расстройстве имеет прямые последствия для пациентов, их семьи, друзей и других людей в их окружении.

Поэтому, если мы хотим избежать стигмы или непонимания детей с СДВГ, важно знать симптомы данного синдрома, методы лечения и профилактические меры. Для детей с гиперактивностью следует осторожно выбирать программы для просмотра по ТВ. Исследования показали, что насилие, избыток рекламы и некоторые передачи, которые транслируются по ТВ, могут оказать негативное воздействие. Мозг таких детей имеет недостаточно веществ, помогающих блокировать и оценивать содержание. Все, что они видят на телевидении, остается в их памяти.

Снижается «базовая линия» мозга, поэтому ребенок слишком сосредотачивается на определенной деятельности, что может привести к зависимостям. У таких детей нет разумных границ между реальностью и виртуальностью, что следует учитывать родителям.

Дополнительные мероприятия, которые рекомендованы для развития ребенка с дефицитом внимания:

·        Командные виды спорта являются одной из основных динамик (бейсбол, футбол, волейбол, теннис). Это позволит  ребенку общаться с другими детьми своего возраста, перенимать модели поведения. Это обучение важно для детей с поведенческими проблемами.

·        Также рекомендуются каратэ или самбо. Здесь все подчиняются инструктору и должны следовать определенным нормам поведения, которые заставят поддерживать внимание, физический и умственный контроль и большую концентрацию.

·        Ребенку с СДВГ можно заниматься театральной деятельностью. Изображение различных персонажей является отличным способом для развития воображения.

Также рекомендовано заниматься такими видами деятельности, как плавание, искусство или музыка. Можно записать ребенка в несколько секций и позволить ему выбрать те, которые ему действительно интересны.

Лечение СДВГ в клинике «РебенОК» в Москве

Многие родители задаются вопросом, что делать, если ребенок гиперактивный. Обращайтесь в наш медицинский центр к неврологу и психологу. Специалисты с большим практическим опытом рекомендуют таким детям щадящий режим обучения. Речь идет о классах малой наполняемости, дозированных заданиях и сокращенных уроках. Также необходим достаточный сон, прогулки на воздухе и полноценное питание. Благодаря комплексному подходу удается получить быстрый и стойкий результат.

В процессе коррекции гиперактивности и дефицита внимания должно быть задействовано все окружение ребенка: воспитатели, родители и школьные педагоги. Мы используем фармакотерапию только в качестве вспомогательной меры. Для повышения эффективности лечения пациент направляется на массаж шейного отдела позвоночника.

Благодаря адекватному лечению гиперактивности нормализуется поведенческий паттерн пациента и повышается академическая успеваемость. С годами признаки СДВГ частично нивелируются и/или трансформируются, но не исчезают полностью даже при достижении совершеннолетия. При появлении сомнений по поводу поведения ребенка рекомендуется обратиться к врачу для консультации.

Литература:

1. Зиновьева О.Е., Роговина Е.Г., Тыринова Е.А. Синдром дефицита внимания с гиперактивностью у детей // Журнал «Неврология, нейропсихиатрия, психосоматика», 2014. https://cyberleninka.ru/article/n/sindrom-defitsita-vnimaniya-s-giperaktivnostyu-u-detey (дата обращения: 03.09.2021)

2. Белоусова Е.Д. Лечение синдрома дефицита внимания с гиперактивностью у детей // Педиатрическая фармакология, 2003. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/lechenie-sindroma-defitsita-vnimaniya-s-giperaktivnostyu-u-detey (дата обращения: 03.09.2021)

3. Абшилава Э.Ф. Синдром дефицита внимания и гиперактивность в общей систематике нарушений психического развития у детей // Актуальные проблемы инклюзивного образования, 2007. URL: http://elar.uspu.ru/bitstream/uspu/4347/1/povr-2016-02-18.pdfhttp://elar.uspu.ru/bitstream/uspu/4347... (дата обращения: 03.09.2021)

4. Пивоварова А.М. Современные аспекты клиники, диагностики и лечения синдрома дефицита внимания и гиперактивности // «Практика педиатра» №4, 2019. URL: https://medi.ru/pp/2019/11/16556/ (дата обращения: 03.09.2021)

5. Студеникин В.М., балканская С.В., Шелковский В.И. Синдром дефицита внимания и гиперактивности у детей: диагностика и лечение // Медицинский научно-практический портал «Лечащий Врач», 2010. URL: https://www.lvrach.ru/2010/01/11755650 (дата обращения: 03.09.2021)


Мы оперативно  реагируем на дополнения и изменения цен в прейскуранте. Во избежание недоразумений рекомендуется уточнять полный перечень услуг и их стоимость в регистратуре клиники или по телефону 8-495-104-35-35.
Размещенный на сайте прайс-лист не является офертой. Медицинские услуги предоставляются на основании заключенного договора.