Кашель — всегда повод обращаться за медицинской помощью. Ведь невылеченный бронхит и другие заболевания дыхательных путей могут вызывать осложнения на легкие. Чтобы этого не произошло, запишите ребенка к доктору, либо вызовите врача на дом. В Москве это можно сделать в клинике «Ребенок и Семья». Преимущества обращения в нашу клинику:

• квалифицированный медперсонал с большим опытом работы;
  • внимательное отношение к пациентам — каждый ваш вопрос получит ответ;
  • быстрая и удобная запись, комфортный прием, отсутствие очередей.

Чтобы оформить запись на консультацию, позвоните нам или оставьте заявку на сайте нашего медицинского центра.

Бронхит — воспаление слизистой оболочки, которая выстилает бронхи изнутри. Обычно он развивается на фоне ОРВИ, гриппа и других респираторных инфекций. В России каждый год выявляют бронхит у 7,5–25% детей. Наиболее часто им страдают дети от 1 до 3 лет. Инфекция продвигается вниз при отсутствующем или неадекватном лечении. Рассказываем, что такое бронхит у детей, как он проявляется и почему возникает, как его выявляют и лечат, чтобы не было осложнений.

В медицине различают несколько классификаций бронхита по различным признакам. По длительности течения и частоте возникновения бронхит бывает:

• Острым. Длится от 2 до 4 недель.
  • Рецидивирующим. Заболевание периодически рецидивирует — от 2–3 раз в год.
  • Хроническим. Болезнь рецидивирует более 2–3 раз в год на протяжении более 2 лет.

По характеру воспаления выделяют следующие виды бронхитов:

• Катаральный. Воспаление поверхностное. Из бронхов при кашле отеляется прозрачная слизь.
  • Гнойный. Поверхностное поражение. Из бронхов выделяется мокрота с примесью гноя.
  • Гнойно-некротический. Поражаются более глубокие слои оболочки, слизистая частично отмирает. Поэтому с мокротой выходит не только гной, но и прожилки крови, частицы отмерших тканей.

По особенностям течения болезни выделяют:

• Необструктивный (простой) бронхит. Слизистая отекает слабо, потому просвет бронхов сохраняется.
  • Обструктивный бронхит. Отек слизистой и спазм бронхов приводят к их сужению. Возможна закупорка бронхов слизью.

По причинам развития выделяют бронхиты:

• Инфекционные. Обычно их вызывают вирусы и бактерии.
  • Неинфекционные. Могут развиваться в результате физического или химического раздражения бронхов, на фоне аллергии.

По охвату бронхов выделяют бронхиты:

• Ограниченный. Поражается один сегмент (доля) легкого.
  • Распространенный. В воспалительный процесс вовлекаются бронхи 2 или более долей.
  • Диффузный. Воспаление охватывает бронхи обоих легких.

Воспаление может охватывать главные, сегментарные бронхи или более мелкие их ответвления — бронхиолы. В этом случае говорят о такой разновидности бронхита, как бронхиолит.

В большинстве случаев у детей развивается инфекционный бронхит. Его вызывают вирусы, бактерии, реже — грибки, смешанные инфекции. Основные возбудители бронхитов:

• Вирусы — гриппа, парагриппа, метапневмовирус человека, аденовирус, риновирус, коронавирус и прочие.
  • Бактерии — гемофильная палочка, стрептококк, стафилококк, коклюшная палочка, пневмококк, хламидия и прочие.
  • Грибки — Candida Albicans.
Экспертное мнение врача

В большинстве случаев встречаются острые бронхиты у детей. Самый распространенный возбудитель болезни — вирус гриппа. Он передается воздушно-капельным путем. Чтобы ребенок заболел, достаточно некоторое время находиться рядом с зараженным человеком. Во время кашля, чихания в воздух вместе с капельками слюны и слизи попадают миллиарды вирусных частиц. Они попадают внутрь при вдохе и оседают на слизистых оболочках верхних, а также нижних дыхательных путей, вызывают воспаление.

Микава Елена Ильдаровна Главный врач, педиатр, кандидат медицинских наук

Причиной неинфекционного бронхита могут стать различные раздражители — табачный дым, пыльный или загрызенный другими включениями воздух. Заболевание может иметь аллергическую природу. Тогда оно развивается при попадании в дыхательные пути аллергенов.

Основным симптомом заболевания является кашель. На начальной стадии заболевания обычно он сухой (непродуктивный) — мокрота не откашливается. При этом могут наблюдаться другие признаки, характерные для респираторных инфекций:

• повышение температуры тела;
  • боль и покраснение в горле;
  • насморк;
  • слезотечение;
  • головная боль;
  • повышенная утомляемость;
  • снижение аппетита;
  • сонливость;
  • плаксивость (особенно у детей младшего возраста);
  • увеличение регионарных лимфоузлов.

Через несколько дней кашель становится влажным (продуктивным). Это связано с отделением большого количества слизи. При вирусных инфекциях она прозрачная. При бактериальной или смешанной природе бронхита мокрота становится мутной, в ней можно обнаружить густую зеленую слизь (гной), иногда с прожилками крови. Кашель становится приступообразным, прослушиваются хрипы.

Внимание!Бронхит без температуры у ребенка может быть обусловлен неинфекционной природой воспаления. В этом случае заболевание обычно вызывают аллергены и другие раздражающие факторы.

При бронхите у детей симптомы и лечение тесно связаны между собой. Ведь по ним различают формы заболевания, которые необходимо лечить по-разному. Сначала доктор выявляет наличие воспаления в бронхах. Для этого он:

• Собирает анамнез. Указывают на бронхит у ребенка симптомы, которые не всегда можно проверить. Тогда врач уточняет основные признаки заболевания на приеме. К примеру, ему нужно сказать, поднималась ли температура, до каких значений. Как долго она держалась, приходилось ли использовать жаропонижающие средства. Также необходимо описать начало болезни, возможные факторы, которые ее спровоцировали (переохлаждение, контакт с больным и прочие).
  • Проводит физикальный осмотр. После опроса врач осматривает горло ребенка, прощупывает лимфоузлы, прослушивает дыхание и сердцебиение. При бронхите в легких будут слышны хрипы.
  • Назначает аппаратные методы диагностики. Подтвердить наличие очага воспаления в бронхах, уточнить его локализацию поможет рентген легких. Иногда назначают КТ.

Чтобы понять природу заболевания, врач применяет дополнительные методы диагностики. На основании результатов исследования он подберет эффективное лечение. Ребенку могут назначить:

• Исследование функции внешнего дыхания (ФВД). При бронхите показатели спирометрии снижаются.
  • Общий и биохимический анализ крови. По ним можно будет судить о вирусной или бактериальной природе болезни.
  • Анализ мокроты. Помогает определить возбудителя, подобрать эффективные препараты для его уничтожения.

При длительно не проходящем кашле и отсутствии эффекта от проводимого лечения ребенку могут провести бронхоскопию — эндоскопическое исследование бронхов. Это малоинвазивная процедура, проводимая под наркозом. Во время нее исследуют бронхи изнутри с помощью длинной, гибкой и очень узкой трубки с маленьким светильником и видеокамерой на конце. Она позволяет установить причину бронхита, если другие методы диагностики оказались малоинформативными. При бронхоскопии врач может сделать биопсию — взять образец ткани для его последующего изучения в лаборатории.

Как лечить бронхит у ребенка — подскажет врач. В зависимости от особенностей течения заболевания он может назначить прием следующих лекарственных препаратов:

• Жаропонижающие. Их принимают при высокой температуре (выше 38,5–39 градусов).
  • Муколитики. Это группа препаратов, которые разжижают густую мокроту. В жидком виде она откашливается проще.
  • Отхаркивающие. Стимулируют секреторную и моторную функцию бронхов. В результате мокроты выделяется больше, отделяется она лучше, ее становится легко откашливать.
  • Антибактериальные. Назначают при подтвержденном бактериальном воспалении бронхов для уничтожения возбудителя инфекции.
  • Антигистаминные. Помогают избавиться от воспаления при аллергическом бронхите.
  • Глюкортикостероиды. Назначают при обструктивной форме болезни (обычно в виде ингаляций). Лекарства этой группы обладают сосудосуживающим и противовоспалительным действием. Они расширяют просвет бронхов, уменьшают признаки бронхита у ребенка.

Внимание! Не назначайте лекарства самостоятельно. Если их подобрать неправильно, они навредят ребенку. К примеру, прием противокашлевых средств при бронхите противопоказан, так как они подавляют кашель. А он необходим, чтобы откашливать мокроту, которая забивает бронхи.

При бронхите у детей лечение подразумевает не только проведение медикаментозной терапии, но и создание благоприятных условий для лучшего откашливания, быстрого выздоровления, улучшения общего самочувствия. Общие рекомендации по уходу за ребенком с воспаленными бронхами:

• Увлажните воздух. Если он будет сухим, слизь в дыхательных путях будет пересыхать.
  • Обеспечьте обильное питье. Можно давать ребенку чай, морс, компот, простую и минеральную воду (теплую), газировку.
  • Давайте ребенку легкие теплые блюда — каши, супы. Полезно пить теплое молоко, кушать кисломолочные продукты.
  • Проветривайте комнату, но не делайте сквозняк. Ребенок должен дышать свежим воздухом, чтобы организм получал достаточное количество кислорода. Но во время проветривания его не должно продувать.

Предотвратить развитие бронхита помогают следующие меры профилактики:

• Регулярное мытье рук с мылом.
  • Избегание мест, где скапливается большое количество людей (особенно в период массовых вспышек гриппа).
  • Сбалансированное питание с обилием продуктов, богатых витаминами, минералами.
  • Умеренная физическая активность, прогулки.
  • Адекватное закаливание.
  • Своевременное лечение простудных заболеваний.
  • Вакцинация против гриппа, пневмококковой инфекции, коклюша.

Бронхит — воспалительное заболевание, охватывающее стенки бронхиального дерева. Это распространенная болезнь, которая обычно возникает на фоне простудных заболеваний. Прежде чем лечить бронхит у ребенка, необходимо пройти обследование. Оно покажет, чем вызвано воспаление, позволит подобрать наиболее эффективное лечение. Если же лечить бронхит лечить неправильно, инфекция может распространиться на легкие, вызывать пневмонию и необратимые изменения в легочной ткани.

• Чакманян А.Г., Аветисян К.А., Мнацаканян Н.Р. Клинико-лабораторные особенности бронхита у детей // Sciences of Europe. 2019. URL:[Электронный ресурс] (дата обращения: 25.10.2022).
  • Полухина Н.В., Глушакова В.Д., Глушаков И.А. Особенности течения хронического бронхита у детей и подростков // Вестник медицинского института «Реавиз»: реабилитация, врач и здоровье. 2022. URL:[Электронный ресурс] (дата обращения: 25.10.2022).
  • Шавази Н.М., Шавази Р.Н., Лим М.В., Алланазаров А.Б., Азимова К.Т., Атаева М.С. Клинико-диагностические аспекты обструктивного бронхита у детей // Достижения науки и образования. 2020. URL:[Электронный ресурс] (дата обращения: 25.10.2022).
  • Колосова Н.Г., Гребенева И.В., Денисова В.Д., Максимова Е.М. Место комбинированных препаратов в терапии острого бронхита у детей // Медицинский совет. 2020. URL:[Электронный ресурс] (дата обращения: 25.10.2022).
  • Зайцев А.А. Острый бронхит: клинические рекомендации // Медицинский совет. 2020. URL:[Электронный ресурс] (дата обращения: 25.10.2022).